Как детский психолог я сталкиваюсь в работе с телесными симптомами и особенностями детей. Дети же болеют не столько за себя, столько за того парня... Что-то бессознательно показывают своей семье. Это всегда больно…Всем.
Родители часто обращаются к психологу, когда незамеченные ранее эмоциональные или поведенческие трудности переходят в соматизацию. Применяя в комплексе системный семейный подход и процессуальную работу иногда можно достичь «самоосвобождения» симптома. Он становится не нужен семье и ребенку, или же (если излечение невозможно), то возникает больше понимания и принятия.
У детей и подростков более гибкая психика, они готовы идти за своим личным мифом, готовы привносить в жизнь то, что является их глубинной сутью. Очень быстро в ходе терапии проявляется вторичный процесс*. Например, за застенчивостью и энурезом (когда его творчески разворчиваем) возникает способность взаимодействовать с другими людьми на очень тонком эмоциональном уровне. Психолог через игру, рисунок, танец, разговор о снах и мечтах постепенно ведет ребенка к самому себе, к тому, что хочет развиться в нем, к талантам, его внутренней силе, смелости. Это может быть важной работой для становления личности, помочь в выборе профессии, своего жизненного пути.
Основная трудность здесь – частная неготовность родителей принимать своего ребёнка, особенно, если он отличается от принятого в семье, например, более эмоционален, если вся семья сдержанная. Часто такой ребёнок и его симптом – это послание всей семейной системе о том, что требует гармонизации. Сами же дети достаточно легко (по сравнению со взрослыми) отделяют себя с любовью от родительских и семейных родовых установок, что и способствует часто улучшению физического состояния.
Сильная дрожь в коленях, боль в плече, энурез и энкорпез, трудности с глотанием твердой пищи – те случаи из практики, когда процессуальная работа с детским симптом дала результаты излечения, хотя это не являлось задачей терапии. Это произошло за счет раскрытия вторичного процесса ребенка, а значит, чаще всего, и всей семьи. На занятиях с психологом дети могут проявить те свои качества, которым ранее не было места: агрессивности – своей силе, проживанию горя – своей чувствительности, энергии на свою активную жизнь, непохожую на родителей.
Рекомендации родителям строятся вокруг двух вопросов:
- Что можно изменить в семье и в себе, какую энергию этот ребёнок привносит в нашу семью, чтобы она стала более гармоничной;
- В чем особенность нашего ребенка, какой у него уникальный дар (способность, талант, особенность), что он может дать миру, и как мы можем в этом ему помочь?
Так телесные симптомы могут действительно «обогащать» нашу жизнь, жизнь семьи и давать нашим детям ориентир в их развитии.
*Первичный, вторичный процесс – центральные понятия процесс-ориентированного подхода Арнольда Минделла.
Первичный процесс – то, с чем человек себя идентифицирует, что знает о себе, каким себя принимает.
Вторичный процесс – его новая, более широкая, идентичность, та внутренняя сила, которая будучи непризнанной, прорывается в симптомах, снах, проблемах в отношениях, зависимостях.
Часто такой ребёнок и его симптом – это послание всей семейной системе о том, что требует гармонизации.
Первичный, вторичный процесс – центральные понятия процесс-ориентированного подхода Арнольда Минделла.
Первичный процесс – то, с чем человек себя идентифицирует, что знает о себе, каким себя принимает.
Вторичный процесс – его новая, более широкая, идентичность, та внутренняя сила, которая будучи не признанной, прорывается в симптомах, снах, проблемах в отношениях, зависимостях.
Благодарю, интересный материал и полезный.
1.В индивидуальной работе с ребенком через игру, творчество, тело обычно становиться виден смысл симптома для него, часто это какое качество ребенка, которое в семье не принимается, его упорно стараются переделать, а не получается. Далее с семьей, на общих встречах – работа по принятию друг друга в-целом и этого качества, которое приносит ребёнок и его симптом.
2.Симптом может также травматической реакцией на какое-то событие или постоянный стресс/неблагополучие. Тики могут так появляться. Обучение семьи выражению чувств, поддержке чувств ребенка, исключение факторов травматизации/напряжения.
3.Семейное переплетение. Голова назад – возможно отсыл туда. Расстановка на симптом, генограмма, арт-техники для работы с семейной системой. Принятие исключенного члена семьи, с кем может быть связан симптом.
О месте симптома в семейной системе https://www.familyland.ru/library/sciencearticle/sciencearticle_70.html