Телесные симптомы. Дети.

Как детский психолог я сталкиваюсь в работе с телесными симптомами и особенностями детей. Дети же болеют не столько за себя, столько за того парня... Что-то бессознательно показывают своей семье. Это всегда больно…Всем.

 Родители часто обращаются к психологу, когда незамеченные ранее эмоциональные или поведенческие трудности переходят в соматизацию. Применяя в комплексе системный семейный подход и процессуальную работу иногда можно достичь «самоосвобождения» симптома. Он становится не нужен семье и ребенку, или же (если излечение невозможно), то возникает больше понимания и принятия.

 У детей и подростков более гибкая психика, они готовы идти за своим личным мифом, готовы привносить в жизнь то, что является их глубинной сутью. Очень быстро в ходе терапии проявляется вторичный процесс*. Например, за застенчивостью и энурезом (когда его творчески разворчиваем) возникает способность взаимодействовать с другими людьми на очень тонком эмоциональном уровне. Психолог через игру, рисунок, танец, разговор о снах и мечтах постепенно ведет ребенка к самому себе, к тому, что хочет развиться в нем, к талантам, его внутренней силе, смелости.  Это может быть важной работой для становления личности, помочь в выборе профессии, своего жизненного пути.

 Основная трудность здесь – частная неготовность родителей принимать своего ребёнка, особенно, если он отличается от принятого в семье, например, более эмоционален, если вся семья сдержанная. Часто такой ребёнок и его симптом – это послание всей семейной системе о том, что требует гармонизации. Сами же дети достаточно легко (по сравнению со взрослыми) отделяют себя с любовью от родительских и семейных родовых установок, что и способствует часто улучшению физического состояния.

 Сильная дрожь в коленях, боль в плече, энурез и энкорпез, трудности с глотанием твердой пищи – те случаи из практики, когда процессуальная работа с детским симптом дала результаты излечения, хотя это не являлось задачей терапии. Это произошло за счет раскрытия вторичного процесса ребенка, а значит, чаще всего, и всей семьи. На занятиях с психологом дети могут проявить те свои качества, которым ранее не было места: агрессивности – своей силе, проживанию горя – своей чувствительности, энергии на свою активную жизнь, непохожую на родителей.

 Рекомендации родителям строятся вокруг двух вопросов:

  1. Что можно изменить в семье и в себе, какую энергию этот ребёнок привносит в нашу семью, чтобы она стала более гармоничной;
  2. В чем особенность нашего ребенка, какой у него уникальный дар (способность, талант, особенность), что он может дать миру, и как мы можем в этом ему помочь?

Так телесные симптомы могут действительно «обогащать» нашу жизнь, жизнь семьи и давать нашим детям ориентир в их развитии.

 *Первичный, вторичный процесс – центральные понятия процесс-ориентированного подхода Арнольда Минделла.

Первичный процесс – то, с чем человек себя идентифицирует, что знает о себе, каким себя принимает.

Вторичный процесс – его новая, более широкая, идентичность, та внутренняя сила, которая будучи непризнанной, прорывается в симптомах, снах, проблемах в отношениях, зависимостях.

Опубликовано 12 сентября 2019, 510 просмотров
Ольга Трескина
Психолог, Арт-коуч Процессуальный подход — г. Вологда
Поделиться1
Ещё...
Комментарии
Ольга Трескина писал(а):
Часто такой ребёнок и его симптом – это послание всей семейной системе о том, что требует гармонизации.
Да, это так. Не всегда это послание считывается взрослыми. Мое восхищение тем семьям, которые остаются внимательными к своим детям и ищут решение "проблемы" вместе с психологом. Кто ищет, как известно, тот находит.)
Психолог, Арт Гештальт Семейный - г. Омск
№1 | 12 сентября 2019
Митрофанова Елена, да, такие семьи редко, но встречаются. Иногда как раз обострение симптома заставляет семью посмотреть,что же происходит.
Психолог, Арт-коуч Процессуальный подход - г. Вологда
№2 | 12 сентября 2019
Ольга Трескина писал(а):
Первичный, вторичный процесс – центральные понятия процесс-ориентированного подхода Арнольда Минделла.

Первичный процесс – то, с чем человек себя идентифицирует, что знает о себе, каким себя принимает.

Вторичный процесс – его новая, более широкая, идентичность, та внутренняя сила, которая будучи не признанной, прорывается в симптомах, снах, проблемах в отношениях, зависимостях.

Благодарю, интересный материал и полезный.
Психолог, Психоаналитическая терапия - г. Москва
№3 | 12 сентября 2019
Терехова Наталья, рада! Для меня Арни - гений современности! Ну и наследник Юнга, конечно.
Психолог, Арт-коуч Процессуальный подход - г. Вологда
№4 | 12 сентября 2019
Здравствуйте. Может вы подскажите что почитать или ссылку на статью как работать с семейной системой, если исмтом тик ребенка (закидывает голову назад)?
Психолог, Детский семейный психолог - г. Батуми (Грузия)
№5 | 4 октября 2020
Удалено автором комментария
Яна, спасибо за вопрос! Это может быть три основных варианта, как я вижу:
1.В индивидуальной работе с ребенком через игру, творчество, тело обычно становиться виден смысл симптома для него, часто это какое качество ребенка, которое в семье не принимается, его упорно стараются переделать, а не получается. Далее с семьей, на общих встречах – работа по принятию друг друга в-целом и этого качества, которое приносит ребёнок и его симптом.
2.Симптом может также травматической реакцией на какое-то событие или постоянный стресс/неблагополучие. Тики могут так появляться. Обучение семьи выражению чувств, поддержке чувств ребенка, исключение факторов травматизации/напряжения.
3.Семейное переплетение. Голова назад – возможно отсыл туда. Расстановка на симптом, генограмма, арт-техники для работы с семейной системой. Принятие исключенного члена семьи, с кем может быть связан симптом.

О месте симптома в семейной системе https://www.familyland.ru/library/sciencearticle/sciencearticle_70.html
Психолог, Арт-коуч Процессуальный подход - г. Вологда
№7 | 4 октября 2020
Ольга Трескина, спасибо большое буду читать. Хорошего вам дня, побольше клиентов, удовольствия от работы!
Психолог, Детский семейный психолог - г. Батуми (Грузия)
№8 | 6 октября 2020
Ольга Трескина, благодарю!
Психолог, Детский семейный психолог - г. Батуми (Грузия)
№9 | 14 октября 2020
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
7612f
© 2009-2024 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз