Главная > Полезные советы > Особенности Речи Детей С Аутизмом

Особенности Речи Детей С Аутизмом


Все родители и близкие ребёнка с нетерпением ждут, когда же малыш заговорит. Вслушиваются в лепет и угадывают, на какое слово похожи первые слоги.  Умение  говорить позволяет ребёнку обратить на себя внимание,  сообщить не только о том, что его беспокоит  - «ва-ва»,«бяка », позвать кого-либо из близких – «баба», попросить – «дём»,поделиться впечатлениями  об увиденном – « ляля  а-а-а», защитить себя – « ну-ну !», отказаться – « не хо… не бу .. не мо..». В зависимости от контекста, от конкретной ситуации взрослые легко  расшифровывают  эти  обращения.

Многие дети с аутизмом тоже начинают  произносить лепетные слова, звукоподражания –« му.. ав-ав..», но после  полутора –двух лет  вместо  ожидаемого расширения  и усложнения  лексикона, аутичный ребёнок перестаёт пользоваться даже тем словарём , который у него был . Обеспокоенные родители  начинают искать причину  : сделали прививку, переболел, пошёл в ясли, испугался и находят ещё много стрессовых факторов, которые переживает любой ребёнок в той или иной мере. Поиск  виновных отнимает много душевных сил у семьи, но как показывает опыт, не помогает ребёнку говорить .

Ребёнок, который перестал пользоваться разговорной речью, по-прежнему,  нуждается во внимании и заботе близких; у него такие же потребности – он хочет пить,  игрушку, гулять, в туалет, но не обращается к родным  даже жестами (использование жестов для привлечения внимания и просьб – тоже речевое поведение,  и дети с аутизмом не обучаются пользоваться приемлемыми в культуре жестами спонтанно).

Если мы не «подловили» момент – малыш начинает пачкать штаны, если подловили  - просить уже не надо. И в том и в другом случае  мы невольно усилили  отсутствие просьбы «хочу в туалет».

Ребёнок  сам идет на кухню и берёт со стола бутылочку или тянет к столу маму и толкает её руку в сторону бутылочки, и получает желаемое питьё. Какая самостоятельность! Но мы опять усилили в поведении ребёнка отсутствие просьбы с помощью слов или коммуникативных жестов.

Родители  могут понять ребёнка и без слов,  а они не всегда рядом. Как понять другим, чего хочет ребёнок, толкая  бабушку в спину возле холодильника? Возможно, он хочет йогурт.

Но реакция бывает другая : « Разве можно толкать бабушку?»

В норме около двух лет дети  начинают активно повторять за окружающими  и отдельные слова и простые фазы – речевой запас лавинообразно увеличивается, и коммуникативные возможности возрастают. «Вова дать пить» -  как эхо повторяет ребёнок  в ответ на мамин вопрос, но со временем уже  самостоятельно формулирует  подходящие для ситуации высказывания.

Похожая  реактивная,  эхолаличная  речь  характерна  для детей с аутизмом, которые умеют  говорить.  Ребёнок повторяет услышанное либо сразу (непосредственная эхолалия), либо спустя время (отсроченная эхолалия ).  « Ты хочешь пить?»  - спрашивает мама «Пить » - отвечает ребёнок. «Пить хочешь?» - «Хочешь». «Пить не хочешь?» - «Не хочешь». Пока ребёнок маленький это не настораживает родителей,  ведь все дети так делают. Но чем старше становится ребёнок , тем более странно звучит его речь :  « дайте ему печенье», « щёлкни меня – будет игра», « не хочешь!»,  « посмотрите на неё – никто из детей так не делает…хочу куролесить… никто так не делает…» Одни и те же фразы повторяются многократно, неожиданно произносятся  в неподходящей ситуации . Ребёнок может повторять стихи, сказки, песни, рекламные слоганы, воспитательные сентенции родителей:    « нельзя кусаться … я тебя укусил…извините …», « яичко  БАХ! и разбилось…яичко  БАХ! и разбилось..». Он может говорить очень громко или очень тихо, очень быстро –  « глотая» и «смазывая» слова или чеканя каждый звук. То, что ребёнок говорит  может быть понятным для окружающих: «Поднимите, пожалуйста, или я буду царапать Вас», а может быть потоком непонятных звуковых комплексов.

Часть  из того, что  произносят дети с аутизмом, вполне соответствует ситуации: « Так, все идут мыть руки !» После прогулки  эти слова  уместны, хоть и являются эхолалией, механическим повторением слов воспитательницы. Часть высказываний звучит нелепо: «Спасибо!» - радостно повторяет мальчик, каждый раз встречая соседку, которая месяц назад угостила конфетой.

В одно и тоже время  дети могут использовать и лепетные и «взрослые» слова, например при назывании картинок  4-х летний мальчик произносит : лошадка,  овощи, ав, грейдер…

Но какого бы качества не была речь – основная трудность в том, что  дети с аутизмом не умеют её использовать для общения .



Вернуться назад