Главная > Полезные советы > Робкий ребенок | Воспитание детей

Робкий ребенок | Воспитание детей

Чрезмерное напряжение, которое люди испытывают при контактах с окружающими, приводит к проблемам в установлении дружеских отношений в детском саду и школе, а во взрослом возрасте – в трудовом коллективе.

 Каждый из нас может себе представить робкого ребенка: стоит скромно в сторонке, голова опущена, плечи ссутулены, в руках мнет край свитера. Зрительного контакта с окружающими избегает, никогда не начнет общение по собственной инициативе. Самые простые бытовые задания являются для него почти невыполнимыми, например сделать покупки в магазине или спросить что-то у незнакомого человека. Новые ситуации, люди, места приводят его в ужас.

Истоки

 Напряжение и неуверенность робких людей возникает по причине постоянного страха перед осуждением окружающих. Им трудно осознать, что окружающие относятся к ним скорее не критически, а равнодушно. Точнее, окружающие заняты своими собственными проблемами и не интересуются делами других людей. Очень часто робких людей попросту не замечают.

 У истоков робости лежит завышенный самоконтроль и заниженная самооценка. Робкий ребенок обдумывает каждое свое слово и движение. Постоянно решает, как его речь и поведение оценят окружающие.

Это полностью парализует его, даже движения становятся угловатыми и неуклюжими. Он робеет еще больше, преувеличивая свои недостатки и не замечая достоинств. Он слишком чувствительно и без малейшего сомнения истолковывает любую критику в свой адрес. Социальные контакты воспринимает как угрозу для себя.

Самостоятельно не идет на установление дружеских отношений с ровесниками, потому что считает себя недостойным общения с ними. Убеждения робкого ребенка по поводу собственной личности обладают исключительно ограниченным характером. Если он считает себя человеком, не интересным ни с какой стороны, то, маскируясь, любым способом избегает социальных контактов.

Исполнение убеждений

 Робкий ребенок часто становится жертвой собственных убеждений. Его поведение, речь, мимика не привлекают к нему окружающих. Ровесники, видя его отчуждение и соблюдаемую дистанцию, не идут с ним на контакт. В подвижных играх он скован и неловок, поэтому чаще, чем остальным, ему приходится слышать критику и насмешки. Это укрепляет уверенность ребенка в том, что он неудачник, хуже и неинтересней других детей. Результат собственных убеждений смешивается с причинами их возникновения.

Реакция родителей

 Обычно взрослые не слишком хорошо относятся к тому, что ребенок прячется за их спинами, начинает бледнеть или краснеть, если на него обращают внимание, не может спокойно поздороваться, а на конкретный вопрос, обращенный непосредственно к нему, отвечает робко, заикается или вовсе молчит.

В такой ситуации родители стараются что-то предпринять: начинают муштровать ребенка, приказывая ему выпрямить спину, вежливо поклониться и четко поздороваться, выразительно и громко повторить свой ответ на поставленный вопрос и т. д.

Взрослые стремятся, чтобы ребенок вел себя решительно и уверено, обещая награду или грозя наказаниями. Более снисходительные родители оберегают робкого ребенка от посторонних контактов. Зная, что малышу трудно общаться, жалеют его и вместо него отвечают на вопросы. Такие родительские стратегии оказываются совершено неэффективными.

Робкий ребенок, которого публично стыдят и воспитывают, мечтает спрятаться в укромном месте. Критика не является для него побуждающим мотивом. А чрезмерно опекаемый ребенок не приобретает навык социальных контактов.

Он быстро привыкает к тому, что родители отвечают за него на все обращенные к нему вопросы. Случается, что некоторые дети для привлечения к себе внимания окружающих используют молчание, как другие используют крик и баловство.

Повышение самооценки

 Низкая самооценка является основной причиной возникновения неуверенности при установлении социальных контактов. Ребенку следует помочь, повышая его самооценку. Очень важно замечать, признавать и хвалить малыша за наименьшие победы и достижения, мысли, действия и внешнюю красоту.

Если малыш по отношению к себе использует уничтожающую критику, говорит, что он глупый и неинтересный, рекомендуется вместе с ним составить список его достоинств и недостатков. Вполне вероятно, что, увидев перечень на бумаге, он поверит в существование одних и других.

Большой популярностью среди ровесников пользуются дети с необычными интересами и увлечениями. У них есть реальный шанс показать себя с наилучшей стороны. Поэтому следует поддерживать в ребенке желание быть интересным для друзей: ребенок может быть специалистом в разведении аквариумных рыбок, заниматься оригинальным видом спорта или быть умелым фокусником.

Ты не один

 Большую поддержку окажет ребенку известие о том, что окружающие его люди также сталкиваются с подобными проблемами. Часто малышу кажется, что он один во всем мире страдает от робости. Поэтому ему следует рассказать о распространении этого качества человеческой натуры и о людях, которым удалось преодолеть робость и чего-то добиться в жизни.

О чем разговаривать?

 Робкий ребенок с заниженной самооценкой считает недостижимым для себя уровень разговоров, которые ведут его ровесники.

Ему кажется, что его мнение или шутки будут никому не интересны, глупы и неуместны. Нужно объяснить ребенку, что не следует концентрироваться на собственных убеждениях. Некоторые дети очень любят, чтобы их слушали – достаточно проявить живой интерес к их делам, чтобы наладить прочный дружеский контакт.

Можно задавать вопросы, поддакивать, поддерживать разговор без излияния на собеседника собственного потока информации. Иногда имеет смысл подготовиться к дружеским беседам – перед встречей с одноклассниками можно выучить соответствующие случаю анекдоты или забавные случаи, перед поездкой на пикник изучить топографическую карту района и узнать историю этой области. Приобретенная компетенция в каком-либо вопросе придаст необходимую уверенность в себе.

Важность упражнений

 Одним только добрым советом очень трудно помочь ребенку. Эффективному поведению нужно учиться. Упражнения можно начинать с воображаемых ситуаций. Пусть ребенок вспомнит любой случай, когда он чувствовал себя неуверенно и робко. Далее помогите ему придумать, как следовало бы решить создавшуюся ситуацию и выйти из положения наилучшим образом.

Такие упражнения очень эффективны, если ребенок достаточно взрослый. Следующий этап – использование воображаемых ситуаций в реальной жизни. Усложнять задания следует постепенно, например в первую неделю научиться устанавливать зрительный контакт со знакомыми людьми и улыбаться им, во вторую – здороваться и приветственно кивать головой в ответ, в третью – самостоятельно сделать покупки в магазине, позвонить школьному товарищу и узнать, как он решил задачу.

Лучше все упражнения записывать в отдельную тетрадь, затем отмечать исполнение и награждать ребенка «медалями за отвагу». Очень важно все задания исполнять спокойно, без излишней поспешности, отмечая успехи и обсуждая недочеты.

 Маловероятно, что поведение ребенка сразу изменится на диаметрально противоположное. Робкий, несмелый и застенчивый малыш не превратится в мгновение ока в раскованного, храброго и общительного человека. Но эти упражнения помогут ему нормально чувствовать себя в коллективе ровесников и в общении со взрослыми людьми. Возможно, ребенок не достигнет полного раскрепощения, но научится контактировать с окружающими без излишней робости и сомнений.


Вернуться назад