Главная > Полезные советы > Существует Ли Взаимопонимание Между Взрослыми И Грудным Ребенком?

Существует Ли Взаимопонимание Между Взрослыми И Грудным Ребенком?


В том, что малыш вас слышит, можете быть уверены. Конечно, он совершенно незнаком с нашими словами, но чувствует эмоции, которые мы испытываем. Он ощущает и радость, и грусть, и раздражение, и спокойствие, что проявляются в нашей речи и жестах. Поэтому, разговаривая со своим малышом, оберегайте его от лишних переживаний – все, что ему нужно, это доброта и ласка ваших слов.

Чувство уюта и покоя особенно необходимо грудничку перед сном. Нередко измученная к вечеру мама не может совладать с собой, нервничает. Хорошо, что до сих пор живы колыбельные песни. Их простые, но очень мудрые слова, ритмичные покачивания успокаивают, умиротворяют и маму, которая поет о своей любви, и ребенка, который чувствует теплоту в ее голосе.

 

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

(М. Лермонтов)

Пойте малышу свои любимые песни, даже если они вовсе не колыбельные.

 

Малыш рождается в совершенно незнакомом ему мире. Он всматривается и вслушивается в него, пытаясь понять. Ему очень трудно, ведь он совсем не знает нашего языка. Да что мир! Он не осознает, что происходит с ним самим! У него есть лишь одно универсальное средство общения – плач. Он хочет вас позвать, потому что проснулся, испугался, у него что-то болит, – и плачет.

Освоение речи через подражание

После 4 месяцев ребенок уже достаточно отчетливо видит и проявляет интерес к людям и предметам. Тут важно помнить, что малышу во всем необходим пример для подражания. Ребенок, наблюдая за окружающими, учится, как брать предметы, ходить, наклоняться, то есть имитирует ваши действия. Дайте ему материал для подражания и в освоении речи.

Если малыш проявил интерес к лицу, говорите с ним чуть медленнее, отчетливо произнося звуки. Это отложится у него в памяти. Если он схватил вас за нос, говорите: "Нос".

Читайте ему детские стихи.

Вы удивитесь, обнаружив, как ему это нравится.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

(А. Барто)

Пусть он смотрит вам "в рот" и запоминает, как вы говорите. Постепенно он разберется, что нужно делать, чтобы заговорить.

 

Первые слова

Новорожденный кричит, а грудной ребенок – уже лепечет. Затем лепет сменяется подобием слов, которые малыш повторяет: та-та, на-на. Они пока ничего не значат для него, лишь ласкают слух. Здесь внимание родителей просто необходимо. Случайно произнесенные слоги па-па, ма-ма или ба-ба вызовут у вас восторг. И ребенок, случайно произнося эти звуки, постарается запомнить их, потому что увидит одобрение, почувствует поддержку.

Позже он узнает, что значат эти слова. Но повторять услышанные звуки ребенок может только к году, а иногда и позже.

С помощью нехитрых приспособлений можно показать ребенку, что каждый звук имеет свое значение. Полезны в этом отношении книги, где на каждой странице, чтобы внимание малыша не рассеивалось, изображено одно животное. На страницах этих книг звуки и слоги приобретут значение, оживут:

Му – это корова мычит.

Га-га – это гусь гогочет.

Кря-кря – это утка крякает.

Хрю-хрю – это поросенок хрюкает.

Ко-ко – это курочка кудахчет.

Ку-ка-ре-ку – это петушок поет.

И пусть то, что произносит ребенок, лишь отдаленно напоминает эти звуки, он уже говорит!

 

Читаем вместе

Первые чтения для годовалого будут краткими, не больше 5 минут. Однако малыш не должен тихонько сидеть и слушать. Необходим совместный труд. Для этой цели хорошо подходит русская народная сказка, к примеру "Курочка Ряба". Вы читаете сказку, а малыш "показывает" текст "на своем языке". Например, так:

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

(Малыш говорит: "Ко-ко!", показывает пальчиком, как курочка клюет).

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое,

Золотое.

(Он повторяет: "Ко-ко!" Так он называет и яичко).

Дед бил, бил -

Не разбил.

Баба била, била -

Не разбила.

(Малыш стучит кулачком, как бы бьет яйцо).

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало

И разбилось.

(Ребенок произносит: "Пи-пи, бух!", что значит: мышка разбила).

Дед и баба плачут;

(Он трет глазки, изображая плач.)

И так далее.

 

Игры, развивающие речь

В возрасте около года любимой игрой детей становятся "Ладушки".

– Ладушки, ладушки! Где были?

– У бабушки!

– Что ели?

– Кашку!

– Что пили?

– Бражку!

Кашка маслененькая.

Бражка сладенькая,

Бабушка добренькая.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели...

Малыш радостно хлопает в ладоши и поднимает руки к голове.

Игра "Сорока-белобока" укрепляет пальцы и моторику рук.

Сорока-белобока.

Кашу варила,

Деток кормила.

(Ребенок указательным пальцем водит по ладошке другой руки – "варит кашу").

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Он поочередно сгибает пальчики на одной руке в кулачок.)

А этому не дала:

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты кашу не варил,

Нет тебе ничего.

Полетели, полетели, на головку сели.

(Малыш поднимает ладошки к голове.)

 

Движение к речи

Психологами установлена прямая связь между развитием интеллектуальных способностей и речи ребенка и развитием мелкой моторики рук. Вам понадобятся матрешки, башенки, пирамидки. Чтобы малыш научился манипулировать ими, играйте вместе, не жалейте времени, ведь это пора развития вашего ребенка. Пирамидка для него – не глупость, а жизненное испытание. Удивляйтесь тому, чему ребенок научился сам. Гордитесь тем, чему научили его вы.

 

Птичий язык

Многие родители с легкостью осваивают язык малыша. Начинают общаться: "Будем ням-ням!" Конечно, очень хорошо, если таким образом вы понимаете друг друга. Но не забывайте, взрослый – главный учитель для малыша. У вас он учится говорить. Так обеспечьте ребенку, по словам Л.С. Выготского, "зону ближайшего развития". Ребенок должен слышать, понимать, видеть: "Будем есть кашу! Да, ням-ням!" Или: "Будем пить сок! Да, ням-ням!" Поведайте ребенку, какое разное бывает это "ням-ням", "ай-ай" и т. д.

Поэтическое воспитание

Годовалому ребенку очень полезно знакомиться с окружающим миром посредством детских стихов. Эти маленькие незатейливые строки, помимо прочего, учат детей чувствовать: жалеть, грустить, удивляться, радоваться, любить. С их помощью дети также учатся сочувствовать.

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

(А. Барто)



Вернуться назад