Главная > Полезные советы > Речевые Особености У Детей Аутичного Спектра

Речевые Особености У Детей Аутичного Спектра


К одной группе относятся дети,  у которых «неговорение» обусловлено  собственно нарушениями речи. Например, моторными трудностями речевого аппарата. Либо  так называемыми центральными нарушениями – когда участки коры головного мозга, отвечающие за управление различными аспектами речи, плохо справляются со своей руководящей работой.  Эти  нарушения речи у детей с аутизмом выявлять логопедам очень сложно, хотя  природа   нарушений такая же, как и у детей  с  классическими речевыми проблемами – дизартрией, моторной алалией, ринолалией ,нарушением слуха и т.д. Как правило, логопедические  занятия построены на вовлечении ребёнка с нарушениями речи  в интенсивное вербальное общение. То есть, опираются на  коммуникацию и речь - на «слабые звенья» детей с аутизмом . Поэтому достаточно часто традиционные логопедические методы работы   оказываются не только малоэффективными, но  ещё и утяжеляют проблемы поведения аутичных детей.

В  привычной, комфортной, безопасной обстановке ребёнок пытается говорить так,  как у него это получается – искажая звуки и слова (..а.. ..е.. – дай хлеб),  заменяя одни звуки и слоги на другие         ( тотит тушает – котик кушает; какака - бабушка), переставляя их местами (мапаги- помоги). Иногда родители замечают, что ребёнок «как бы   говорит  с закрытым ртом».  Но  почти все попытки  «разговорить»  аутичных детей  с нарушениями речи обычными педагогическими приёмами   приводят  к тому, что ребёнок  начинает активно избегать любого обращения – отворачивается, закрывает уши и глаза, крепко сжимает губы, прячется, а то и дерётся. Родители  жалуются на упрямство своих детей – может, но не хочет!

Другие дети, наоборот, издают очень много различных звуков – это могут  быть  интонированные «песни», странные звуковые комплексы: гортанные, свистящие, щёлкающие, воющие  и разные другие звуки. Ребёнок может «звучать» постоянно;  иногда хохочет, иногда  явно сердится; иногда мы слышим  звуки сирены, иногда угадываются «контуры» слов и даже целых фраз .

Как правило, такая голосовая, вокальная продукция настолько не похожа даже на нарушенную речь, что  и не принимается окружающими за попытки ребёнка разговаривать.  По интонации  этих вокализаций внимательный взрослый может догадаться о том как себя чувствует ребёнок, насколько ему комфортно или же он переживает стресс.

Ещё одну группу детей составляют  сосредоточенные, отрешённые, закрытые   «молчуны». Они могут пристально отслеживать происходящее вокруг, а могут игнорировать прямое обращение. Именно о таких детях с аутизмом говорят: «на своей волне», «ушёл в себя», «не достучаться», « в своём мире»… Совершенно случайно близкие обнаруживают, что их ребёнок может чётко и внятно произносить не только отдельные слова, но и  целые фразы. Как правило, это выясняется в стрессовой ситуации – у стоматолога, при сдаче анализов в поликлинике, на шумном и многолюдном утреннике, когда без предупреждения  резким движением вытирают нос и т.п.– «Отстань!», «Идём на улицу!», «Пачка голландского печенья», «У него аутизм»…  Сказав слово, ребёнок не повторяет его, как бы мы не старались!



Вернуться назад